ГБДОУ детский сад № 37 Василеостровского района
Назад к списку

Безопасность и здоровье наших воспитанников

Консультацию подготовила инструктор по ФК Ефимова С.С. 

Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения. 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. 

Именно в это время закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. 

Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм и заболеваний. 

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как: 

 • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ » 

•«О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» 

А так же Указами Президента России: 

•«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» 

•«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ». 

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым! 

Каждый из вас слышал такую фразу: «Здоровье за деньги не купишь» и начинает ее осознавать лишь тогда, когда заболеет. Из всех ценностей, сопровождающих человека в течение его жизни, здоровье оказывается самой главной ценностью. Как научиться быть здоровым всю жизнь? Ведь только здоровый человек ведет полноценную жизнь. Только здорового ребенка можно полноценно развивать. 

А что же такое «здоровье»? 

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим несколько определений. 

•Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. 

•Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. 

•Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 

•Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. 

•Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. 

В последнее время учеными доказано, что здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. 

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. 

Что такое безопасность? 

Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно: 

Безопасная среда – закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности. 

Правильное хранение различных материалов, медикаментов – ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте. 

Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели. 

Маркировка постельного белья и полотенец. 

Правильное освещение. 

Неслучайно эти два термина, здоровье и безопасность, объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. 

Как обеспечить безопасность и здоровье наших воспитанников? 

• Дать необходимые знания детям об общепринятых нормах безопасного поведения. 

• Научить детей действовать осознанно в сложившейся обстановке (элементарные правила поведения) : дома, на улице, в парке, в транспорте. 

• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. 

В нашем детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизнедеятельности. 

Ежедневно проводятся: 

• Беседы; 

• Тематические занятия; 

• Сюжетно – ролевые игры; 

• Ознакомление с художественной литературой; 

• Целевые прогулки; 

• Развлечения; 

В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и формирования культуры безопасного поведения участников дорожного движения, соблюдения правил дорожного движения детьми проводятся мероприятия по Правилам дорожного движения. 

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью нелегко. 

Нашей задачей является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у них элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. 

Эти задачи отражены во ФГОС дошкольного образования. 

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения. 

oСоблюдайте режим дня! 

oОбращайте больше внимания на питание!

oБольше двигайтесь! 

oСпите в прохладной комнате! 

oНе гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 

oПостоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 

oГоните прочь уныние и хандру! 

oАдекватно реагируйте на все проявления своего организма! 

oСтарайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 

oЖелайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей) 

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов.

 Все это осуществляется ежедневно через:

- непрерывную организованную деятельность;

- организацию игр;

- общение;

- художественно–речевую деятельность;

- изобразительную деятельность;

- познавательно–практическую деятельность;

- максимальное использование наглядности.

Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.