ГБДОУ детский сад № 37 Василеостровского района
Назад к списку

Игры для профилактики заболеваемости

Материал подготовлен инструктором по ФК С.С. Ефимовой

Игры на формирование правильной осанки 

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основа профилактики и лечения нарушений осанки — общая тренировка организма ребенка. 

Значение игр:

•укрепляют опорно-двигательный аппарат; 

•усиляют мышечный «корсет» позвоночника; 

•улучшают функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.  

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться: 

•тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении;

•правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят).  

Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Игровые упражнения чередуются с дыхательными.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как бессознательно человек частицу «не» обычно не воспринимает. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение, А лучше всего чаше играть в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе. 

1. Роботы 

Цели игры: 

• развитие чувства правильной позы; 

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника. 

Ход игры. 

Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» — кто правильно выполнит задание ведущего. Подойти к стенке без плинтуса и принять правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил»). Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания. 

2. Пакет 

Цели игры:

 • развитие внимания, быстроты реакции на сигнал; 

• обучение удерживанию головы в правильном положении;

 • закрепление навыков счета. 

Необходимый материал. 

Мел, сумка с карточками, на которых отмечены номера по числу игроков, начиная с 1-го. 

Ход игры. 

Ведущий на полу вдоль стены чертит две линии на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга — это «улица». 

За линиями пишутся цифры (от единицы до последней, по числу игроков) — это номера «домов». С одной стороны пишутся четные номера, а с другой — нечетные. 

Каждый игрок по очереди назначается почтальоном, очередность игроков определяет ведущий с помощью считалки. Ведущий выбирает «почтальона», а остальные игроки получают свои номера и занимают свои «дома», соблюдая правильную осанку. 

По команде ведущего «почтальон» быстро идет между «домами», вынимает из сумки очередную карточку — «пакет» и отдает ее игроку, стоящему у «дома» с соответствующим номером, со словами: «Вам пакет». Принимающий пакет должен ответить: «Спасибо» и принять стойку «смирно».

Выигрывает игрок, который всю игру сохраняет хорошую осанку и быстрее всех и без ошибок разнесет «пакеты».

3. Авиасалон 

Цель игры: 

• воспитание навыков метания; 

• развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп; 

• развитие ловкости, глазомера. 

Ход игры. 

Ведущий вместе с детьми делают из бумаги модели самолетов. После того как модели сделаны, дети становятся в единую линию и по команде ведущего бросают самолетики. Побеждает самолет, который улетит дальше всех.Советы взрослым. Лучше, если у каждого из игроков будет по три попытки — тогда в зачет идет лучший результат. Если дети легко делают самолетики, предложите им сделать несколько моделей и разыграйте призы среди моделей своего класса. Предложите детям в следующей игре украсить свои модели самолетов. 

4. Волшебные слова 

Цель игры: 

• развитие памяти, внимания, координации, умения сохранять равновесие. 

Ход игры. Игроки идут по кругу и делают движения, соответствующие зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени, опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу. На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.Команды вначале двигаются друг за другом, а потом вразбивку. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Вначале игры команды двигаются через 6—10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд. 

Советы взрослым. Следите за правильностью осанки при выполнении движений. 

5. Посмотри, что на ногах 

Цели игры: 

• укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища; 

• тренировка правильного выполнения команд. 

Необходимые материалы. Разноцветные листочки, различная обувь, коврик. 

Ход игры. Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и надевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1-2-3-4), после чего медленно опускает на коврик голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику. 

6. Восточный носильщик 

Цели игры: 

• развитие координации движений, равновесия; 

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника. 

Необходимые материалы. Поднос или книга, кубик. 

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.