ГБДОУ детский сад № 37 Василеостровского района
Назад к списку

Как правильно закаляться летом, чтобы солнце, воздух и вода приносили пользу

Консультацию подготовила инструктор по ФК Ефимова С.С. 

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы. Солнце хорошо, но в меру Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. 

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов.

Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой. Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движений. Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали. Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн. 

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его. 

Купание – прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый. 

При купании необходимо соблюдать правила: 

 •Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды.

 •В воде дети должны находиться в движении. 

•При появлении озноба немедленно выйти из воды. 

 •Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду. 

Как полюбить плавать. 

Если ваш ребенок боится воды, то стоит сначала научить его стоять, ходить, бегать и прыгать по пояс в воде. В этом вам поможет выполнение заданий в игровой форме. 

"Догоняй меня – догоню тебя".  

Попробуйте увлечь ребенка в воду, попросив его: "догоняй меня!" или "убегай от меня". 

"Поменяемся местами".

 Возьмитесь с ребенком за руки и встаньте на более глубокое место в море. Затем попросите малыша поменяться с вами местами. Как вариант этой игры, можно меняться местами с ребенком при движении вдоль берега. 

"Кто выше прыгнет". 

Попросите ребенка присесть в воду, оттолкнуться ногами от дна, выпрыгнуть из нее как можно выше.

"Енот полоскун".

 Необходимо наклониться к воде и выполнять движения руками вверх-вниз (стираем) и из стороны в сторону (поласкаем). 

"Лодочки".

Ребенок встает лицом к берегу, это лодочки у причала. Вы командуете: "подул ветер". Лодочки расплываются в разных направлениях. По команде: " Раз, два, три место свое найди", необходимо вернуться на свое место. 

"Фонтанчик". 

Из положения упора на прямых руках сделать поочередные поднимания и опускания ног. При этом попросите ребенка создать как можно больше брызг из воды. Ноги при этом в коленях не сгибать.Такой же "фонтанчик" можно сделать, но уже из положения лежа на спине, руки в упоре сзади. 

"Как кипит чайник". 

 Если ваш малыш безбоязненно справляется с предыдущими заданиями, то можно предложить ему опустить голову в воду и сделать выдох, сложив губы трубочкой. 

Старайтесь как можно чаще хвалить малыша. И если он все же боится выполнять задания, не настаивайте на этом. Терпение - важное качество в обучении плаванию!